В 1901 году по Указу царского правительства "Об открытии сельских церковно-приходских школ в волостных селах Алтайской губернии" стали строиться учебные заведения. В этот же год в Гилев-Логе построили здание, которое включало квартиру для учителя, вестибюль, коридор (зал) и класс. Оно и стало школой. учили в ней арифметике, чтению и письму. Основным предметом был закон Божий, который проповедовал общечеловеческую мораль: не убей, не укради, не завидуй... За различные провинности в школе применялись телесные наказания: учащихся били линейкой по ладоням, ставили коленями на горох или соль, запирали без обеда в классе. Сегодня можно долго спорить о прошлой системе воспитания дисциплины, но она была продиктована жестокой необходимостью по отношению к самым нерадивым ученикам, которые не имели представления о культуре поведения в школе.
После трех лет обучения учащиеся сдавали экзамен приезжему проверяющему. Дети,родители которых имели средства, подолжали образование дальше.
Учителя на селе являлись первыми активистами, принимали участие в его общественной жизни. В период революции 1917 года учительницей Клавдией Павловной (фамилию не удалось восстановить,-прим. автора) была организована первая политическая демонстрация. колонны учащихся с флагом и лозунгами прошли по улице села. Позднее учитель Кочетов стал одним из организаторов партийной ячейки в селе и начальником штаба сельского партизанского отряда.
Далее хронологию школьной жизни восстанавливают воспоминания А. Харченко, жителя с. Гилев-Лог: "И вот наступило 1 сентября 1923 года. В сумку положил краюху хлеба и вместе с ребятами пошел в школу. Народ там уже толпился. Из школы вышел сторож Максим Волик, распахнул дверь и загремел в медный колокольчик. Мы гурьбой забежали в класс, мест за партами не хватило. Но вошли завшколой Егор Александрович Солнцев и учительница Мария Александровна Тубаревская. Для нас начался первый урок. Прежде всего, она переписала нас в журнал затем сделала перекличку. После раздала по половинке остроконечного карандаша и по маленькой самодельной, в четыре листочка , тетради. Рассказала, как мы должны правильно сидеть, держать в руке карандаш. Но написать еденицу у нас не получалось, карандаши ломальсь. Бедная учительница не успевала их чинить. Поднялся шум, она потеряла терпение, со слезами выскочила из класса... Трудные были первоклассники, переростки, после первого звонка 1-го сентября 1923 года."
В 1929 году в селе началось строительство новой школы на 180 мест. Строили "всем миром", и уже осенью следующего года начался учебный процесс.
Первым директором был Виктор Иванович Молчанов. Школа была с семилетним сроком обучения, и в ней уже работали 15 учителей. А с 1945 года она стала именоваться семилетней, было введено трудовое обучение, рядом со школой построили учебную мастерскую. Спустя десять лет школа стала средней, а первый выпуск пришелся на 1957 год.
Позднее с помощью колхозов в школе было оборудовано водяное отопление, улучшены условия для учеников. В целом, она имела хорошую материальную базу: три станка в учебной мастерской, киноустановку, радиоузел, пианино, два баяна, аккордион, магнитофон. Это был 1964 год, когда учительский коллектив уже составлял 27 человек, а школа имела 21 класс-комплект, и обучались в ней 458 учащихся.
Но со временем она не смогла вместить всех учеников, которых было уже более 500 человек. Поэтому в 1971 году была построена новая двухэтажная типовая школа, которая в настоящие дни является средней общеобразовательной и представляет собой культурно-образовательный, спортивный центр на селе, доступный для всех жителей. А ее учителя продолжают лучшие традиции сельской школы:Любовь Михайловна Мудрак-лауреат Соросовской премии, Мария Петровна Лель-победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Антонида Ивановна Бойко - победитель конкурса на премию губернатора края имени С. П. Титова за просветительскую работу в области литературы и скусства.
|